Водный кризис и водное право , водное законодательство принадлежат к важным терминам, раскрыть которые нужно в процессе экологического образования.
Как известно, важной составной частью экологического кризиса является водный кризис. Он заключается в неспособности общества и государства в условиях растущих потребностей предотвратить загрязнение, засорение и истощение мировых водных ресурсов. Мировое сообщество вообще и Россия в частности пытаются найти пути выхода их водного кризиса. Это в любом случае водосбережение за счет сокращения водоемкости производства, внедрения ресурсосберегающих технологий, восстановление качества воды в «ее источнике». Россия характерна тем, что при обширных запасах пресных вод водное хозяйство развивалось экстенсивно: ВВП отличается большой водоемкостью, водопотери от дырявых труб довольно велики, велик и вред от недостаточного очищенных стоков . В условиях экстенсивного развития водного хозяйства водный кризис зашел довольно далеко.

Современное государство в рамках своей экологической функции может и должно при поддержке муниципальных образований и саморегулирующихся организаций перепрограммировать водо- пользование любого хозяйствующего субъекта на «зеленый» лад. В то же время, публичная собственность на воды подразумевает повседневную заботу о них со стороны уполномоченных органов и организаций, применение надлежащих административных процедур и договорных (нередко, концессионных) механизмов, обеспечивающих их освоение, рациональное использование и охрану .
Соответственно обозначенная нами задача интенсивного развития водного хозяйства не может быть решена без водного права. В России оно существует давно, а задачи его перспективного развития связаны именно с обеспечением интенсивной модели для водного хозяйства. К сожалению, действующее водное законодательство, включая водный кодекс Российской Федерации , не стоит на высоте задач своего времени.
Российскому водному законодательству и смежным отраслям законодательства еще предстоит развиваться, чтобы решить такие экологически значимые задачи, как снижение колоссальной водоемкости ВВП, внедрение ресурсосберегающих технологий в области водного хозяйства . Без решения этих задач нельзя преодолеть мировой водный кризис.

В Водном кодексе Российской Федерации от 3 июня 2006г. No 74- ФЗ за редким исключением нет гибкого, дифференцированного подхода, как к разнообразным водным объектам, так и к водопользователям, различным по характеру своей деятельности.
Прежде всего, необходимо закрепить в водном законодательстве четкое и ясное определение понятий различных видов водных объектов. Только путем продуманной классификации водных объектов на основе гидрологических условий, их экономического и экологического значения может сложиться действенный правовой режим использования и охраны рек и ручьев, озер и водохранилищ, каналов, прудов и карьеров, а также и болот. В частности, в целях четкого определения круга водных объектов, на которые допускается частная собственность, необходимо легальное определение понятий прудов и карьеров. Такая мера обеспечит однозначное толкование положений закона, снизит коррупционные риски в связи с желанием приватизировать малые озера или запруженные малые реки под видом прудов .

В процессе дифференциации правового режима использования и охраны водных объектов (составляют во всей совокупности водный фонд) должна быть также учтена необходимость особого управления эксплуатацией таких природно-антропогенных объектов, как водохранилища и их каскады. Названные водоемы находятся в государственной собственности, имеют массу пользователей с разными и даже противоположными интересами, но при этом лишены целостной системы управления. Требуется последовательное обсуждение вопросов согласования интересов разных водопользователей, предотвращения возможных злоупотреблений со стороны владельцев напорных гидротехнических сооружений, а также формирование системы платежей хозяйствующих субъектов при функционировании водохранилищ.

Требуют повышенной правовой охраны уязвимые воды Российской Арктики. В других приарктических государствах законы и нередко подзаконные акты помимо общих требований по защите морской среды от вредного воздействия предусматривают применительно к арктическим водам еще и специальные требования.

В связи с высокими экологическими рисками в Российской Арктике целесообразно определить в Федеральный закон от 31.07.1998 No 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» понятие арктических вод, по возможности указать их пространственные границы, а также установить ограничения и запреты по определенным видам хозяйственной деятельности.
Проблемы в области правового регулирования водных отношений могут быть обусловлены как неудовлетвори тельным выполнением положений водного законодательства, так и дефектами самого водного законодательства. Поэтому и решаться данные проблемы могут, как посредством правотворчества (в том числе, на региональном и муниципальном уровнях), так и посредством налаживания безотказного механизма правоприменения. В процессе развития водного законодательства и совершенствования механизмов его реализации важную роль может сыграть действующая в нашей стране система общественных палат и советов, научная общественность

Государственные доктрины, основы, концепции, программы и планы предусматривают справедливые положения по обеспечению каждого гражданина чистой питьевой водой в условиях водного кризиса. Но это возможно лишь при внедрении малоотходных или безотходных технологий в стране, стоимость которых высока для хозяйствующих субъектов. Рассчитывать на наказательную функцию права без поощрительной (налоговые, таможенные и кредитные льготы) нельзя. Направленность государственно-правого воздействия должна обеспечивать такое положение дел, что бы охранять природу было выгодно. В процессе экологического образования можно выйти из водного кризиса.